location-tick
347360, РО, г. Волгодонск, ул. Ленина, 52
call
(8639) 22-59-53, 22-45-82
time
Пн-Вс 09.00-18.00
(ул. Рабочая 11 с 08:00 до 17:00)
Кальниченко Владислав Николаевич

Кальниченко Владислав Николаевич,

научный сотрудник экспозиционно-этнографического отдела

ГБУК РО «Раздорский этнографический музей-заповедник»

 

Источники по истории религиозной жизни Семикаракорского района в

1960-е гг.: (на примере Муниципального архива Администрации Семикаракорского района)

               

  В данном исследовании мы бы хотели осветить небольшой корпус источников, который может ''пролить'' свет на изучение истории религиозной жизни станиц и хуторов Нижнего Дона в 1960-е гг. В фокусе основного внимания – Семикаракорский район. Характер данного исследования научно-популистский, ориентирован на ознакомление широкого круга людей с некоторыми видами документов: от «музейщиков», краеведов, свободных исследователей до обывателя. Существует еще одна необходимость ознакомления с данной темой – призыв исследователей к работе с документами муниципальных архивов. В этом отношении хотелось бы поблагодарить начальника Муниципального архива Администрации Семикаракорского района Ростовской области Косенкову Ирину Степановну, с помощью которой удалось проследить отдельные этапы жизни приходов Семикаракорского района и определить точную дату ликвидации некоторых церковных зданий. За активную поддержку в реализации поисковой архивной работы хотелось бы выразить слова благодарности директору Раздорского этнографического музея-заповедника Мерзлякову Михаилу Петровичу. Отдельные слова благодарности выражаем директору Государственного архива Ростовской области к.и.н. Трапшу Николаю Алексеевичу, главному архивисту Германовской Наталье Сергеевне, а также главному архивисту Центра документации новейшей истории Ростовской области Горшениной Валерии Валерьевне. Выражаем искреннюю признательность и благодарность к.и.н., доценту кафедры Отечественной истории XX-XXI вв. Табунщиковой Людмиле Викторовне за возможность поделиться архивным материалом. Благодаря вышеназванным лицам наша работа не была бы так успешна и актуальна, отметим, что работа по сбору, систематизации архивных материалов понадобится нам для написания магистерской диссертации в Институте истории СПбГУ. Вернемся к рассмотрению источников на основе Муниципального архива Администрации Семикаракорского района и фотодокументов Государственного архива Ростовской области, касающихся церквей и молитвенных домов города Семикаракорска (ранее станицы и рабочего поселка) и района.

  В дореволюционный период в Семикаракорское благочиние входило 23 православные церкви, из них 4 имели статус единоверческих  . В советский период в Семикаракорском районе в 1960-х гг. осталась только одна действующая церковь в станице Кочетовской. О сложившейся религиозной ситуации в этом районе 1940-1970-х гг. смотрите в указанной статье  . В Семикаракорске из трех исторических церквей: «Троицкой церкви», ликвидированной в 1934 г., «кладбищенской церкви», именуемой «Всех святых» (неизвестна дата уничтожения), оставалась действующей до 1959 г. «Казанская церковь»  . Согласно решению «Исполнительного комитета Семикаракорского районного Совета депутатов трудящихся Ростовской области 24 ноября 1959 г.» Казанская община была закрыта, а «… церковь и сторожку» изымали «под учебно-производственные мастерские и спортивный зал Семикаракорской средней школы № I»  . Процесс изъятия был затяжным до весны 1960-х гг.   Конечный результат был достигнут 16 апреля 1960 г., когда «Все имущество религиозного культа передано Кочетовской православной общине, которое они вывезли полностью…»  . Некоторое время спустя, а именно 28 июня 1960 г. принимается решение «… требует внутреннего переустройства», после чего Исполком Семикаракорского райсовета решает «разрешить райфинотделу профинансировать среднюю школу № I … на сумму 30, 0 тыс. рублей. Кроме того, … профинансировать дом культуры на приобретение театральных кресел … на сумму 7, 0 тыс. рублей»  . Важно отметить, несмотря на полномасштабную процедуру закрытия и спешного переоборудования здания бывшей церкви, верующие до 1967 г. продолжали писать «наверх» с просьбой о возврате церкви в их пользование. Существовало два основных аргумента советских авторов: мешает антирелигиозному воспитанию обучающихся т.к. одно из зданий школы находится близ церкви, а также в необходимость самого строения для образовательных нужд  . Следующей церковью в этом ряду была «Ильинская церковь  , находящаяся в хуторе Б-Кузнецовском», имущество которой распределялось следующим образом: I. Здание церкви, страховая оценка 6462 руб. передать безвозмездно Кузнецовскому овоще-молочному совхозу для переоборудования под клуб». 2. Церковное имущество передавалось Кочетовской Успенской церкви. 3. «Имущество, перечисленное в акте описи № 2, передать в торговую сеть для реализации. 4. Имущество … в акте описи и оценки № 3, передать Кузнецовской 8-летней школе. 5. Вырученные деньги от реализации имущества, а также остаток средств сберкнижки в сумме 5849 руб. 63 коп. зачислить в районный бюджет. 6. Реализовать через комиссионную торговлю ружье, оцененное Кочетовской церковью»  . Процедура закрытия и переоборудования церковного здания коснулась и Успенскую церковь в станице Кочетовской  . 28 февраля 1962 г. Исполнительный комитет Семикаракорского райсовета просит Областной исполком снять с регистрации «религиозную общину Успенской православной церкви…» ввиду «отсутствия желающих взять в пользование для удовлетворения религиозных потребностей здание и имущество культа»  .

  В протоколе «профсоюзного собрания Кочетовской восьмилетней школы от 30 мая 1962 года» в присутствие 21 человека поднимались следующего характера вопросы. В выступлении было озвучено: «ЛАГУТИН В.З. –22и с”езд нашей партии постановил новые задачи в области воспитания подрастающего поколения. А наша школа не в состоянии полностью решить эти задачи. Мне как физруку негде особенно зимой заниматься физкультурой, нет физзала. В Семикаракорской одиннадцатилетней школе какой замечательный физзал, он расположен в помещении церкви. Нужно всем нам просить райисполком о передаче церкви школе, там нужно было бы разместить и физзал, и пионерскую комнату и другие помещения». Гражданкой Кольцовой В.В. было сказано: «Церковь, несомненно, приносит большой вред в воспитании детей и населения». Также в выступлении озвучивалось, что трудовые мастерские плохо отапливаются «наши дети работают на учебно-опытном участке, на полях совхоза, мастерской», по истечение 5 часов подвальное помещение, где размещались мастерские быстро охлаждались и это вело к заболеванию учеников. Высказывалась также проблема отсутствия нужного оборудования «…нет всех инструментов», тем самым сложно заинтересовать молодежь. Следующий «аргумент» касался морального облика верующих: «Часто на праздники сюда стекаются из других хуторов разных старух и стариков, которые больны, они же грубят, пьют, валяются на улицах, все это видят ученики»  . Гражданка Нефедова З.В. заключает: «… времени для кружковой и внеклассовой работы очень нехватает … пионерской комнаты, что очень затрудняет нам проводить пионерские мероприятия»  .  Универсальным приемом советских местных органов являлся «аргумент», согласно которому ''невооруженным глазом'' было видно увеличение численности учеников «более 400…». В свою очередь, это обстоятельство вело к необходимости перевода школы на трехсменное образование, что, конечно же, противоречит «решению Партии и Правительства»  .  В июле того же года было принято решение об удовлетворении запросов «трудящихся и общественных организаций станицы…». Церковное здание передавалось под учебно-производственные мастерские и физкультурный зал «восьмилетней станичной школе»  . Даже на приведенных нами примерах видно, что после решения о закрытии церковных зданий их либо переоборудовали, либо они были подвержены ликвидации (универсальная схема), однако, история функционирования Кочетовской церкви не была прекращена. «Учитывая многочисленные просьбы верующих станицы Кочетовской, непрерывно поступающие в различные инстанции на протяжении ряда лет» 2 марта 1966 г. Исполком райсовета считает возможным положительно ответить на ходатайство «церковников»  .  Совершенно иная тенденция сложилась в Семикаракорском рабочем поселке. 13 августа 1966 г. все тем же местным исполкомом райсовета трудящихся депутатов было принято решение о взрыве колокольни бывшей церкви (Троицкой) в связи с «… обязательствами взятыми в честь пятидесятилетия советской власти по благоустройству … намечено произвести асфальтирование улицы Октябрьской (сегодня это проспект Атаманский – В.К). Важно отметить, что директору школы № 2 вменялась  обязанность «… убрать строительные обломки в течение 10 дней после взрыва и использовать их в хозяйственных нуждах школы»  .

  Таким образом, часть приводимых нами источников публикуется впервые, – это документы Муниципального архива Администрации Семикаракорского района. Однако использованные нами материалы Государственного архива Ростовской области позволили рассмотреть, с одной стороны, проблему закрытия церквей и молитвенных домов с применением различных «аргументов» со стороны советских акторов (исполком райсовета, профсоюз) как для финансового обогащения местных органов, так и воспитания подростков в лучших традициях Homo soveticus. С другой стороны, содержащиеся фотодокументы в этих делах позволят увидеть те церкви в историческом и временном пространстве.

 

Использованные источники и литература:

1.            Государственный архив Ростовской области (далее – ГАРО). Ф.Р-4173. Оп.4. Д. 250. Л. 172;189–191;252.

2.            ГАРО. Ф.Р-4173. Оп. 4. Д. 251.

3.            ГАРО. Ф.Р-4173. Оп. 6. Д. 171. Л. 96;97;98

4.            Кальниченко В.Н. Церкви Семикаракорского благочиния во второй половине XIX – начале XX в. // Тринадцатые Константиновские краеведческие чтения им. А. Кошманова. Ростов н/Д.: Альтаир, 2021. С. 272–278.

5.            Кальниченко В.Н. Религиозная жизнь в Семикаракорском районе (1940-1970 гг.) // Двенадцатые Константиновские краеведческие чтения им. Александра Кошманова. Ростов н/Д.: Донской издательский дом, 2020. С. 282–289.

6.            Кальниченко В.Н. Последняя страница жизни Казанской церкви в станице Семикаракорской // Четырнадцатые Константиновские краеведческие чтения им. А. Кошманова. Ростов н/Д.: Альтаир, 2022. С. 434–455.

7.            Муниципальный архив Администрации Семикаракорского района. Ф. Р-12. Оп. 1. Д. 85. Л. 100.

8.            Муниципальный архив Администрации Семикаракорского района. Ф. Р-12. Оп. 1. Д. 95. Л. 219.

9.            Муниципальный архив Администрации Семикаракорского района. Ф. Р-12. Оп. 1. Д. 105. Л. 28. 

10.          Муниципальный архив Администрации Семикаракорского района. Ф. Р-12. Оп. 1. Д. 109. Л. 96.

11.          Муниципальный архив Администрации Семикаракорского района. Ф. Р-12. Оп. 1. Д. 116. Л. 147.

12.          Муниципальный архив Администрации Семикаракорского района. Ф. Р-12. Оп. 1. Д. 175. Л. 1.

13.          Муниципальный архив Администрации Семикаракорского района. Ф. Р-12. Оп. 1. Д. 171. Л. 169.


Приложения

Фото 1. Семикаракорская средняя школа № 1 и Семикаракорская Казанская церковь. Станица Семикаракорская. Семикаракорский район.
Новый точечный рисунок.jpg

Источник: ГАРО. Ф.Р-4173. Оп. 4. Д. 250. Л. 252.


Фото 2. Ильинская церковь, хутор Б-Кузнецовский. Семикаракорский район.
Новый точечный рисунок2.jpg
Источник: ГАРО. Ф.Р-4173. Оп. 4. Д. 251.

Фото 3. Успенская церковь, станица Кочетовская. Семикаракорский район.
Новый точечный рисунок3.jpg
Источник: ГАРО. Ф.Р-4173. Оп. 6. Д. 171.